Приказ Мин.просвещения РФ № 373 от 31.07.2020 об утверждении порядка организации и осуществления образовательнрй деятельности.pdf

Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59599

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 июля 2020 г. N 373
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения
о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N
1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038);
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 32 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 г., регистрационный N 54158).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
С.С. КРАВЦОВ
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 г. N 373

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
(далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные
образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных
предпринимателей (далее - образовательная организация).

II. Организация и осуществление образовательной деятельности
3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
4. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного
образования учитывается мнение ребенка <1>.

-------------------<1> Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения дошкольного
образования в форме семейного образования родители (законные представители)
информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или
городского округа, на территории которых они проживают <2>.
-------------------<2> Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
5. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации
образовательных программ дошкольного образования и (или) отдельных компонентов,
предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида и (или)
направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ
воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с
использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации
образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора
между указанными организациями, в котором указываются основные характеристики
образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид и
(или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенного
вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных компонентов,
предусмотренных образовательными программами), а также объем ресурсов, используемых
каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия
этого договора <3>.
-------------------<3> Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2019, N 49, ст. 696).
6. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования,
присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения
образовательных отношений.
7. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

федеральным

8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой
дошкольного образования.
9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения
образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются
и утверждаются образовательными организациями <4>.
-------------------<4> Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих
примерных образовательных программ дошкольного образования <5>.
-------------------<5> Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
11. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может
осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том
числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой
дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).
Дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с
образовательной программой дошкольного образования и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными
актами образовательной организации <6>.
-------------------<6> Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
12. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся <7>.
-------------------<7> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
13. Образовательная деятельность по образовательным программам
образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы

могут

иметь

общеразвивающую,

компенсирующую,

дошкольного

оздоровительную

или

комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной
программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной
интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в
длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных
лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности
осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также
комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических
мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с
образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также: группы детей раннего
возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования,
обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2
месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного
образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных
отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации
питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими
личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах
дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую
направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации
образовательной программы дошкольного образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных
возрастов (разновозрастные группы).
14. Режим работы образовательной организации устанавливается ее локальным нормативным
актом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов
в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового
пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания
детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы
групп также в выходные и праздничные дни.

Образовательные программы дошкольного образования
функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

реализуются

в

группах,

15.
Родители
(законные
представители)
несовершеннолетнего
воспитанника,
обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного
образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической,
диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных
образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы
соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов
помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации
<8>.
-------------------<8> Часть 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).

III. Особенности организации образовательной деятельности для
лиц с ограниченными возможностями здоровья
16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в
соответствии
с
индивидуальной
программой
реабилитации
или
абилитации
ребенка-инвалида.
Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии <9>.
-------------------<9> Пункт 21 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября
2013 г., регистрационный N 30242).
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в
виду пункт 21 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного
Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082.
17. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть
созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья <10>.
-------------------<10> Часть 2 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).

18. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и
развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных
организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья <11>.
-------------------<11> Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлов;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические
условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные
помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в
указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие
специальных кресел и других приспособлений).
20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных
образовательных организациях <12>.
-------------------<12> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3
лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей - 6 детей в
возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в
возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8
детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с
задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше
3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5
детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными
возможностями здоровья; в возрасте старше 3 лет:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со
сложным дефектом;
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или)
косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или
детей с умственной отсталостью легкой степени;
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с
фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается
организовывать
разновозрастные
группы
компенсирующей
или
комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с
учетом
возможности
организации
в
них
режима
дня,
соответствующего
анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение
более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с
разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных
образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.

21. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся
штатные единицы следующих специалистов: учитель- дефектолог (олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент
(помощник) на каждую группу:
для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 0,5
штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога
(сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога- психолога;
для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не
менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной
единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не
менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы
учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы
учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы
учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной
единицы учителя-логопеда;
для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы
учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной
единицы учителя-логопеда;
для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя- дефектолога
(олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя- логопеда и не менее 1
штатной единицы педагога-психолога;
для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не
менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога- психолога, не менее 0,5
штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника).
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения
(слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью
(умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.
При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной
деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание
вводятся
штатные
единицы
следующих
специалистов:
учитель-дефектолог
(олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог,
тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5 - 12
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 5-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ассистента (помощника) на каждые 1 - 5 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании
заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования
организуется на дому или в медицинских организациях <13>.
-------------------<13> Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения
по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских
организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации <14>.
-------------------<14> Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».