31.05.2022
31.05.2022
Современные дети живут в
эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают
окружающий мир, но современные гаджеты не дают в полном объёме представления о
предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому
развитию детей. Основная идея работы
по развитию речи и ознакомлению с окружающим – это формирование познавательного
интереса и развития речи дошкольников. Дошкольный
возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или
не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем
интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии
компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей
является развитие познавательных способностей дошкольников и развитие речи,
умение общаться. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием
социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе
с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте
ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством
общения. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,
делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры,
способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной,
литературной деятельности, в сфере общения. Развитие речи является одним из
самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее
время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом
связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в
целом. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и
педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития
- мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом
приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также
необходимым условием воспитания и обучения. Дошкольный возраст - это период
активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех
сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение
родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач
умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сензитивный период развития. Основные задачи развития речи - воспитание
звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование
грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении
всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное
усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из
перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать
параллельно и своевременно. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде
всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности,
проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи,
но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам
литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к
овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание,
состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по
функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование
связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание
является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника. Таким образом,
актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык
в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в
детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно
излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой,
непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей:
связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика
мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в
правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое
высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. В настоящее время
наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что
обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния
здоровья детей;
- существенное сужение
объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение
уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание
педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
31.05.2022
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.