Консультации для родителей

05.08.2022

Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

05.08.2022

 Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребенка

 

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая сегодня является международным законом. 

СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. 

Конвенция о правах ребенка закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Право на жизнь и развитие. Право на спокойное детство и на защиту от насилия. Право быть уважаемым за свой образ мыслей. В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка. 

Страны, присоединившиеся к Конвенции, обязаны максимально использовать все имеющиеся средства для обеспечения прав ребенка.

 

                    Краткое содержание Конвенции о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.

Статья 1

Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.  

Статья 2

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации. 

Статья 3

В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.

Статья 4

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7

Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.

Статья 9

Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.

Статья 10

Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро,

 

Статья 12-15

Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и вероисповедания должны уважаться.

Статья 18

Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка 

Статья 19

Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.

Статьи 20-21

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.

Статья 22

Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.

Статья 23

Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.

Статья 24

Ребенок имеет право на полноценное медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание. 

Статьи 28 – 29

Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами. 

Статья 30

Ребенок, принадлежащий к национальному меньшинству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.

Статья 31

Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.

Статья 32

Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.

Статья 33

Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.Хочу такой сайтХочу такой сайт

Статья 34

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуального насилия и использования в проституции и порнографии.

Статья 35

Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.

Статья 37

Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жестокости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы. Ребенок не должен караться пожизненным заключением или смертной казнью. С каждым лишенным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с уважением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь. Ребенок, находящийся в заключе­нии, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.

Статья 38

Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использоваться для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запрещается вербовать в солдаты детей такого возраста для участия в вооруженных конфликтах.

Статья 39

Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, использования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на ре­абилитацию и приспособление к жизни общества.

Статья 40

Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей. 

Статья 41

Права Конвенции не действуют, если другие национальные законы предоставляют ребенку лучшие возможности для осуществления его прав. 

Статья 42

Государства, присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постановлениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43 – 45

Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН. 

Статьи 46 – 54

Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.

Консультация «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

05.08.2022

Консультация «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей, от действий двух взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 году Генеральной Асамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Вместе с тем, проводимые в 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.

Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Если раньше система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание детей - родители целиком полагались на детский сад, а затем школу, то сейчас каждый выплывает как может и руководствуется воспоминаниями о собственном детстве и пользуется стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей, поэтому они не все в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведение ребенка.

Родители не зная как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и применяют чрезмерную строгость. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей прежде всего формируется в семье.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи -психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический недостаток любви.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому, психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях, у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Некоторые родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и прочее. Но это не так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста.

Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого в том, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека.

Как реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?

Родительские установки:

  • Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Ваши ожидания. И Вы вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
  • Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
  • Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
  • Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать - в силу особенностей возраста или характера. Короче, не желали принимать его таким, каков он есть.
  • Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться. И сохранить оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Именно    эти    пять    принципов    отношения    к    ребенку    определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

 

А сейчас несколько слов о наказаниях.

Для   правильного   воспитания   полезно   знать   какие   формы   наказаний существуют:

 

ü  Физическое наказание. Если родители использовали физическое наказание тогда, когда не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. В результате подчинился не ребенок, его языком и действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха. Нельзя применять физическое наказание еще и потому, что в этот момент сами родители находятся в состоянии слабого контроля собственного поведения и эмоций.

ü  Речевая агрессия (ругань, оскорбления). Так же как и физические наказания, малоэффективная и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

ü  Сепарационные наказания. Лишения ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями (ребенок теряет привычную долю внимания, но вся забота о нем остается). Это сильнодействующая форма, и применять ее нужно с крайней осторожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша угрозы, что мама уйдет из дома, оставит его одного, тем более осуществлять это. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то подобный метод может быть использован. Если этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять.

ü  Запрет. Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребенка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего их соображений безопасности.

 

Довольно распространенным наказанием является наказание «естественными последствиями», состоящие в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, игрушек, прогулок и т.п.).

Но в то же время взрослые забывают, что нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного, нормального развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».