Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Состав
психолого-педагогического консилиума
МАДОУ ПГО «Центр
развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга»
На 2023 – 2024
учебный год
1.
Н.С.
Зюзева – старший воспитатель – председатель ППк
Члены ППк:
1.
Л.А.
Скорынина – учитель-логопед – заместитель председателя ППк;
2.
Е.М.
Киселева – педагог-психолог – секретарь ППк;
3.
Г.Н.
Викулова – фельдшер;
4.
О.В.
Силина – инструктор по физической культуре.
План
работы психолого -педагогического консилиума
№
п/п |
Мероприятия |
Сроки
проведения |
Ответственные |
1 |
Организационный
блок |
||
1.1. |
-Обсуждение
плана работы ППк образовательной организации на 2020 - 2021 учебный год. -Информация
о составе Консилиума; распределение обязанностей между специалистами
консилиума. |
Сентябрь,
2023 |
Председатель
ППк Зюзева Н.С. |
1.2 |
-
Оформление нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность
ППк в учебном году. -
Прием запросов на диагностику, сопровождение, и др. от родителей (законных
представителей), педагогов -Обследование
детей по запросам родителей и педагогов ДОУ. |
Сентябрь -октябрь |
Председатель
ППк Зюзева Н.С. Члены
ППк Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
1.3. |
Комплексная
диагностика детей дошкольного возраста, изучение: - микросоциальной среды, в которой
воспитывается ребенок; - уровня физического развития; - состояния здоровья; -
эмоционально-волевой сферы ребенка; - ведущей деятельности (игровой); -
коммуникативных умений; - речевого развития; - познавательной сферы. -Определение
проблем в развитии детей. -Индивидуальные
беседы с родителями по результатам первичного обследования детей -Проведение
заседаний ППк и выработка коллегиального заключения по итогам обследования и
разработка индивидуального коррекционно-образовательного маршрута
воспитанника. |
1
раз в квартал |
Члены
ППк Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. Воспитатели |
1.4 |
Обсуждение
результатов коррекционной работы. Изменение и дополнение рекомендаций по
работе с детьми с низкой динамикой развития. |
Ноябрь
|
Члены
ППк Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
1.5. |
Контроль
за реализацией индивидуальных коррекционных образовательных маршрутов
воспитанников, прошедших ППк образовательной организации |
1
раз в квартал |
Зюзева
Н.С. |
1.6. |
Разработка
рекомендаций воспитателям по работе с детьми |
В
течение года |
Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
1.7. |
Анализ
развивающих условий и доступности среды в помещениях образовательной
организации для детей с ОВЗ |
Ноябрь,
2023 |
Зюзева
Н.С. |
1.9. |
Отчёт
педагогов о динамике развития детей с ОВЗ и качества реализации
индивидуального коррекционно-образовательного маршрута |
Декабрь,
2023 |
Воспитатели
групп |
1.10 |
Контроль оформления текущей документации
деятельности ППк образовательной организации |
Зюзева
Н.С. |
|
1.11 |
Анализ
качества взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по
физической культуре, музыкального руководителя с воспитателями, работающими с
детьми с ОВЗ |
Январь,2024 |
Зюзева
Н.С. |
1.12 |
Взаимодействие
со специалистами образовательной организации по вопросам сохранения и
укрепления здоровья воспитанников в период неблагоприятной эпидемиологической
обстановки |
Зюзева
Н.С. Викулова
Г.Н. |
|
1.13 |
Корректировка
индивидуальных коррекционных маршрутов |
Февраль,2024 |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. Воспитатели |
1.14 1.15 |
Анкетирование
родительской общественности по вопросу удовлетворенности организации качества
коррекционной работы Подготовка
документации ППК |
|
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
1.17 |
Контроль
оформления документации ППк образовательной организации |
Апрель,
2024 |
Зюзева
Н.С. |
1.18 |
Анализ
качества взаимодействия учителя-логопеда и родителей по вопросам речевого
развития воспитанников с ОВЗ |
Зюзева
Н.С. |
|
1.19 |
Планирование
и дополнение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ разделом «Летняя оздоровительная работа» |
Май,
2024 |
Зюзева
Н.С. |
1.20 |
Контроль
качества организации деятельности с детьми с ОВЗ «Коррекционная работа» (в
рамках взаимопосещения) |
В
течении года |
Зюзева Н.С. |
2. |
Диагностико
– консультативный блок |
|
|
2.1. |
Консультирование
воспитателей о работе ППк ДОУ, её цели и задачи, о раннем выявлении
отклонений в развитии детей. |
Сентябрь
2023 |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
2.2. |
Консультирование
родителей о работе ППк. |
Август
– Сентябрь, 2023 |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
2.3. |
Обследование
уровня логопедического развития детей по запросам воспитателей и родителей, а
также детей старших и подготовительных групп. |
В течении
года |
Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
2.4. |
Индивидуальные
консультации родителей по психолого – педагогическому сопровождению детей. |
по
необходимости |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
2.5. |
Консультация
для воспитателей образовательной организации «Составление и реализация
индивидуального коррекционного образовательного маршрута |
Январь,
2024 |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
2.6 |
Посещение
занятий, режимных моментов, совместной деятельности с целью (диагностики)
наблюдения за ребенком в период ППк-сопровождения, с целью наблюдения и
анализа эффективности выполняемых рекомендаций |
В течении
года |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
3. |
Методический
блок |
|
|
3.1. |
Оформление
консультаций для воспитателей: -
«Что такое психолого – педагогический консилиум?» -
«Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально –
дифференцированной работы». |
В
течении года |
Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
3.2. |
Оформление
консультаций для родителей: -
«Что такое ППк?» -
«Почему ребёнок не говорит?» -
«Агрессивный ребёнок в семье» -
«Гиперактивные дети» -
«Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?» -
«Проблемы адаптации в ДОУ» -
«Как вырастить здорового ребёнка?» |
В
течение года |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
3.3. |
Разработка
индивидуального коррекционно-образовательного маршрута воспитанника |
Август
- сентябрь |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. Силина
О.В. Сташкова
О.Н. Воспитатели
групп |
3.4 |
Сбор
информации, пополнение и распространение опыта работы ППк на официальном
сайте образовательной организации |
В
течении года |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. |
3.5 |
Отчет
специалистов консилиума о проделанной работе за учебный год |
Май
2024 |
Зюзева
Н.С. Киселева
Е.М. Скорынина
Л.А. Силина
О.В. Сташкова
О.Н. Воспитатели
групп |
Комплексное
сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
1. Условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон
об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу
01.09.2013 Статья 42
Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть
проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического
сопровождения, обучающихся в образовательном процессе, являющимся
необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной
организации.
Психолого-педагогическая
помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в
письменной форме родителей (законных представителей).
В
МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» представлены
равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены
равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В
соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об
образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013
г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для
образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для
их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические
и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся
с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» – создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия
для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной
образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению
детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
МАДОУ
ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» осуществляет обучение
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных
программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Прием
ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при
наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и
кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ
и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44
ч. 3 п. 1).
2.
Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и
инвалидов
В
целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ
в МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» создается без
барьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории
детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент
обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения
укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями,
играми.
МАДОУ
ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» реализует Государственную
программу РФ «Доступная среда». Определены мероприятия по совершенствованию
условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных
групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной
инфраструктуры (ОСИ).
3.
Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под
специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия
обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных
образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы,
индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, проведение
групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
При
организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ ПГО «Центр
развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» учтены особые образовательные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В
МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» психолого-педагогическая
служба сопровождения (старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог,
инструктор по физической культуре) участвует в проектировании и организации
образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме
консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального
образовательного маршрута.
Организационное
обеспечение.
Нормативно-правовые
локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания.
Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ГБУ СО
ЦППМСП «Ладо». Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами
социальной защиты. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические
условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
специалистами, использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Материально-техническое
обеспечение
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей
детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70
«Радуга», возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к
объектам инфраструктуры МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга»,
санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ; социально-бытовых
условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в
Учреждении; пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся в МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга».
Организационно-педагогическое
обеспечение
Создание
специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в
определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение;
Обучение пор АОП ДО.
Использование
учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и
методов организации инклюзивного образовательного процесса.
Кадровое обеспечение образовательного
процесса
МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский
сад № 70 «Радуга» укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в
понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Уровень квалификации педагогических
и иных работников Учреждения в области образования детей с ОВЗ соответствует
требованиям.
В МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка –
Детский сад № 70 «Радуга» работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт
работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Непрерывность профессионального
развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных
профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной)
педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже,
чем каждые три года.
Педагоги активно представляют опыт
своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах
различного уровня.
Информация о составе педагогических
работников МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» с
указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе
официального сайта «Сведения об образовательной организации» на странице «Руководство
и педагогический состав» (Специалисты и Воспитатели).
Предоставление услуг ассистента
(помощника)
– необходимую помощь воспитанникам в МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский
сад № 70 «Радуга» оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя,
работающие на группе.
В работе педагога-психолога, учителя-логопеда,
используются специальные учебные пособия и дидактические материалы,
обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется
систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом
комплексно-тематического планирования.
В МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка –
Детский сад № 70 «Радуга» используются специально технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования. В МАДОУ ПГО «Центр развития
ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» активно применяются
информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, в
изостудии и музыкальном зале установлено современное оборудование, имеются
ноутбуки для педагогов. Более подробная информация размещена в разделе
официального сайта «Материально-техническое обеспечение и
оснащенность образовательного процесса.
Особенности предметно-развивающей
среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с нарушением речи – это
уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки
для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции
звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для
закрепления и автоматизации звуков и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта –
предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной
сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы,
цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению
с природой, окружающим, действиями людей.
При использовании помещений МАДОУ
ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» для организации
коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного
зала с оборудованием для детей с ОВЗ, кабинетов учителя-логопеда,
педагога-психолога. Более подробная информация размещена в разделе официального
сайта «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Информация о реализуемых
адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ
№273 ст.79 п.1).
МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский
сад № 70 «Радуга», в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ,
самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную
программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом
особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение
по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на
основании рекомендаций ПМПК.
Адаптированная программа
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 лет до 7 лет.
Цель АОП ДО – создание
оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ
через индивидуализацию коррекционно-образовательного
процесса.
Основными задачами программы
являются:
- Осуществлять
охрану и укрепление здоровья воспитанников, заботу об их эмоциональном
благополучии.
- Оказывать
своевременную, комплексную помощь детям с ОВЗ с учетом индивидуальных
особенностей их развития.
- Способствовать
речевому развитию детей с ОВЗ, коррекции их психофизического развития,
подготовке их к обучению в школе.
- Обеспечивать
вариативность и разнообразие содержания программы организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей.
- Формировать
развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным и
индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечивать
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
- Создавать
благоприятные условия для реализации инклюзивной политики и внедрения
инклюзивной практики.
Индивидуальный образовательный
маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и
условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации·).
Образование детей, имеющих особые
образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному
маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка,
медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ППк
и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальный образовательный
маршрут -
это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при
осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ
ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» специалистами
различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и
обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут
ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее
психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ ПГО «Центр развития
ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» (-логопед, педагог-психолог) наблюдают за
ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные
и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением
индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной
образовательной программы МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга»,
созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и
занятий.
В ходе сопровождения специалисты осуществляют
мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план
действий совместно с семьей ребенка.
На учебный год составляется
План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с
детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По
результатам диагностики организуется система индивидуальной
коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями
(законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители)
дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в
образовательном учреждении в письменном виде.
РАЗРАБОТКА СПЕЦИАЛЬНОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление необходимой
коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч.
детям с ограниченными возможностями здоровья)
Коррекционно-развивающая работа -
это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность,
способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его
способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка
с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в
психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном
процессе МАДОУ ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга».
Особенности коррекционно-развивающей
работы в МБДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания
выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети
неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ
ПГО «Центр развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» включает в
себя следующие взаимосвязанные
направления:
- диагностическая работа
обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями
здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по
оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;
- коррекционно-развивающая работа
обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания
обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации воспитанников;
- информационно-просветительская
работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями
здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в развитии
проходят в индивидуальной или подгрупповой
форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие
повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается
щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность
строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе
непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе
режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей
и социальными
партнерами.
Содержание коррекционно-развивающей
работы с детьми с ОВЗ:
- развитие
психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
-
развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
-
создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;
- обучение приемам и
способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.
Обучающимся МАДОУ ПГО «Центр
развития ребенка – Детский сад № 70 «Радуга» и их родителям предоставляется
коррекционно-развивающая и логопедическая помощь обучающимся в целях повышения
качества и доступности образовательной услуги.
Психолого-педагогическая и
социальная помощь представляет собой комплексную работу всех специалистов
по созданию определенных условий, которые способствуют развитию успешной
социальной личности.
С целью оказания
психолого-педагогической и социальной помощи в Учреждении проводится
комплекс мероприятий, направленных на:
- своевременное выявление
детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательному учреждению и
имеющих проблемы в обучении, общении, социализации, с целью установления причин
затруднений, а также изучение индивидуальных особенностей
- своевременное выявление детей с
выраженным эмоциональным неблагополучием, поведенческими нарушениями, риском
социальной дезадаптации
В Учреждении осуществляется:
-психолого-педагогическое сопровождение
воспитанников с особыми образовательными потребностями в рамках деятельности
психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения
-проведение коррекционно-развивающих занятий с
детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
- мониторинг состояния и
динамики развития детей, в том числе и детей с ОВЗ в образовательном процессе
- педагогическое консультирование родителей
(законных представителей) и педагогических работников
- помощь педагогам в индивидуальном
подходе к детям, индивидуализации обучения
- содействие родителям (законным
представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей
- ведение просветительской работы в
целях повышения психологической компетентности всех участников образовательного
процесса.
Психолого-педагогическая и
социальная помощь предоставляется в организации следующими специалистами:
старшим воспитателем, воспитателями, музыкальными руководителями, учителем-логопедом
в рамках службы сопровождения.
Воспитатель:
·
Проводит
занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка) по подгруппам и
индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
·
Воспитывает
культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
·
Организует
индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
(учителя-логопеда);
·
Применяет
здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
·
Консультирует
родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных
особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Учитель-логопед:
·
Осуществляет
обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности
имеющегося у них нарушения развития;
·
Составляет
индивидуальные планы логокоррекционной работы, планы специально-организованных
занятий;
·
Проводит
индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания,
коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в
самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование
фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
·
Консультирует
педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и
технологий коррекционно-развивающей работы;
·
Организует
коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных индивидуальных
особенностей детей.
Логопедическое сопровождение — оказание
своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Основными задачами логопедической
службы являются:
— коррекция нарушений речи у детей
дошкольного возраста;
— профилактическая работа по
предупреждению нарушений речи у детей путем пропаганды логопедических знаний
среди работников ДОУ и родителей (законных представителей).
Работа с детьми проводится по
следующим направлениям:
— Формирование правильного
звукопроизношения.
— Развитие артикуляционных движений
органов речи (губ, щек, языка).
— Совершенствование фонематических
процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи,
схожие по звучанию, артикуляции;
— Совершенствование грамматического
строя речи;
— Обогащение, активизация словарного
запаса речи;
— Развитие мелкой моторики рук, т.е.
движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков
взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к
письму;
— Совершенствование просодической
стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного
дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи:
Логопедические занятия проводятся ежедневно. Они проводятся
в разной форме: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. На занятиях
используются: дыхательные, артикуляционные упражнения; пальчиковые игры; различные
речевые игры; загадки, скороговорки, пословицы и поговорки и пр.
Условия охраны здоровья обучающихся,
в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на
принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний
приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья.
Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при
осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению
в дошкольных организациях.
2) Фельдшер наряду с
администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие
детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических
мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ
предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы фельдшера,
осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная
работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для
сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными
возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья
воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём
оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований
СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и
психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения
условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и
родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется
физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в
течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения
двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном
доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование,
организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко
используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования,
общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической
культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших
результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем
свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной
активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования
двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее
интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно
созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к
анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня
здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе
новые подходы к организации занятий физическими упражнениями
Организация инклюзивного образования
детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность», Федеральный закон №
273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
Инклюзивное образование -
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.