Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана:
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности,
форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой
и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников,
используя разные формы работы с детьми.
Учебный план разработан с учётом:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ.
Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений; количественные характеристики).
Учебный план – документ, который определяет перечень образовательных областей (с
учетом принципа интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с учетом
возраста) в организованных формах обучения (образовательных предложений для всей группы
детей) в детских видах деятельности – непрерывной образовательной деятельности, их
последовательность и распределение по частоте, длительности организации (количество условных
часов (периодов), их длительность) каждого из пяти модулей образовательной деятельности,
обеспечивающих освоение Программы.
Учебный план ДОУ является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение занятий, при
этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
Учебный год начинается со 1 сентября и заканчивается 29 мая. Детский сад работает в
режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 12 часовое пребывание воспитанников с 7.00 до
19.00.
Количество и продолжительность НОД устанавливаются с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
- для детей от 1 до 3 лет – не более 10 минут,
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- для детей от 5 до 6 лет – от 20 до25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в группе раннего возраста не превышает 20 минут;
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в средней группе не превышает 40 минут;
- в старшей группе не превышает 45 минут;
- в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
2
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет
гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
С детьми младшего, среднего дошкольного возраста непрерывная образовательная
деятельность осуществляется только в первой половине дня.
С детьми раннего возраста, старшей и подготовительной групп непрерывная
образовательная деятельность осуществляется как в первой половине дня, так и во второй
половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день
(соответственно в старшем и подготовительном возрастах). Непрерывная образовательная
деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения
детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся
физкультурные и музыкальные занятия.
Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности
устанавливаются в соответствии с перечнем образовательных областей ФГОС ДО, объема
времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности с детьми
(СанПиН), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и
предусматривает возможность интеграции, гибкости.
Один раз в неделю для детей круглогодично организуются занятия по физическому
развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная
образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе.
Для достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников
используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким
включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию
проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинского
работника.
Планирование организованной образовательной деятельности при работе с
воспитанниками 1-3 лет по пятидневной неделе
Образовательная
Базовый вид
ООД
Образовательная
область
деятельности
нагрузка по
Программе
Физическое развитие
Двигательная
Физкультура
3х10
ХудожественноМузыкальная
Музыка
2х10
эстетическое развитие
Изобразительная
Рисование
1х10
/аппликация/ лепка
Познавательное
ПознавательноСенсорное развитие
1х10
развитие
исследовательская
Ознакомление с миром
1х10
природы
Речевое развитие
Развитие речи
1х10
Восприятие
художественной
1х10
Коммуникативная
литературы
СоциальноСамостоятельная игровая деятельность в
коммуникативное
организованных центрах
развитие
ИТОГО в неделю: 10.
Количество занятий в месяц: 40
Планирование организованной образовательной
воспитанниками 3-7 лет по пятидневной неделе
Вид занятий
3 – 4 года
деятельности
Периодичность
4 – 5 лет
5 – 6 лет
при
работе
с
6 – 7 лет
3
Физкультурное
Музыкальное
Рисование
Лепка/аппликация
Математическое развитие
Конструирование/ручной
труд
Окружающий мир
Развитие речи/подготовка
к обучению грамоте
ИТОГО
(7 группа)
(12,14 группы)
(6,8,9 группы)
(10,11,13
группы)
3 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
3 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
3 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
3 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
11
11
13
14
Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
организуется в совместной деятельности с детьми. Игровая деятельность осуществляется в ходе
образовательной деятельности с детьми в совместной деятельности и самостоятельной
деятельности детей.
Режим занятий с применением электронных средств обучения
Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в возрастных группах
от пяти лет и старше.
Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на
занятиях составляет:
Электронное средство обучения
Возраст
воспитанника
Продолжительность, мин., не более
На одном занятии
В день
Интерактивная доска
5-7
7
20
Ноутбук
6-7
15
20
Планшет
6-7
10
10
Для воспитанников 5-7 (8) лет продолжительность непрерывного использования:
экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации,
предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, составляет 5–7 минут;
наушников составляет не более часа. Уровень громкости устанавливается до 60 процентов
от максимальной.
Во время занятий с использованием электронных средств обучения воспитатели проводят
гимнастику для глаз.
Для реализации Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в
общеразвивающих группах и обеспечения единого образовательного процесса педагогам
предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрируя
(объединяя) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач
обучения и воспитания. Воспитатели и специалисты координируют содержание проводимых
занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных
детей и группы в целом. Образовательную деятельность с детьми, наряду с воспитателями,
организуют и узкие специалисты из числа педагогических кадров: учитель-логопед, учительдефектолог, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре.
Учебным планом утверждены названия организационных форм реализации содержания пяти
образовательных областей (направлений развития детей) основной части Адаптированной
образовательной программы для детей с ОВЗ так же как и с детьми норматипичными.
Коррекционная работа с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, в
учебном плане представлены как организационные формы образовательной деятельности
(подгрупповые и индивидуальные занятия), а также в режиме работы группы в совместной
деятельности взрослых и детей, не ограниченных по времени.
4
Наименование организационных форм
Полное наименование
Образовательная область
образовательной деятельности (занятий)
Сокращённое
и совместной деятельности взрослых и
наименование
детей, регламентированной временем
(Занятия и СД ВиД)
Занятие Формирование элементарных Занятие ФЭМП
1
математических представлений
Интегрированное занятие
Занятие
Формирование
элементарных ФЭМП/ПИД
математических представлений и
2
познавательно-исследовательская
Познавательное развитие
деятельность
Интегрированное занятие
Занятие
Познавательно-исследовательская
ПИД/ФЦКМ
3
деятельность
и
формирование
целостной картины мира
Занятие РР
Занятие
1
Речевое развитие
Речевое развитие
Совместная деятельность взрослых и СД ВИД Худ.лит.
2
детей
Чтение
художественной
литературы
1
Занятие Музыкальное развитие
Занятие МУЗО
2
Занятие Лепка
Занятие Лепка
Занятие Рисование
Занятие
Художественноэстетическое 3
Рисование
развитие
Занятие
Интегрированное
Занятие
4
Аппликация/Конструирование
АП/Констр.
Совместная деятельность взрослых и СД ВиД МУЗ.
5
детей Музыкальный досуг
ДОС.
Совместная деятельность взрослых и СД ВиД Театр.
6
детей Театрализация
1
Занятие Физкультурное занятие
Занятие ФИЗО
Физическое развитие
Совместная деятельность взрослых и СД ВиД Спорт.
2
детей Спортивный досуг
ДОС
Социальнокоммуникативное
Совместная деятельность взрослых
СД
ВиД
и детей «Утренний сбор детей в
развитие
1
«Утренний
сбор
группе»
детей в группе»
Занятие РР У-Л
Подгрупповое занятие
1
Коррекционная работа
2
3
ПКРР У-Л
Подгрупповая
коррекционная
развивающая работа
И Занятие У-Л
Индивидуальное Занятие
коррекционно-развивающие
Занятие РР У-Л
занятия
Раздел образовательной программы, формируемый участниками образовательных
отношений Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, направлен на
удовлетворение индивидуальных интересов обучающихся формируется участниками
образовательных отношений и реализуется в различных культурных практиках в
5
соответствии с планами разрабатываемых исследовательских, досуговых, творческих
проектов, тематика которых учитывает ситуации детских интересов/предпочтений,
приоритетные направления культурно-исторической ситуации района, города, государства.
Время, отведенное на реализацию раздела образовательной программы, формируемый
участниками образовательных отношений Адаптированной образовательной программы для
детей с ОВЗ, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
Раздел образовательной программы, формируемый участниками образовательных
отношений Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ реализуется в
свободной совместной деятельности педагогов и воспитанников, самостоятельной детской
деятельности и совместно с семьями воспитанников.
6