Логопедические игры на тему «Зима»

22.12.2022

Речевое развитие ребенка является крайне важным фактором комплексного развития личности. От того, насколько четкой и правильной будет речь, зависит способность к коммуникации с другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в школе. Правильная речь является важным фактором нормального психического развития ребенка и фактическим показателем его готовности к учебному процессу.

К сожалению, количество детей с различными речевыми нарушениями только растет. Объясняется это разными факторами, включая тяжелое течение беременности, патологии развития плода, педагогическую запущенность и другие причины. В результате этого, если не проводилась соответствующая логопедическая коррекция, ребенок к 6-7 годам оказывается фактически не готов к обучению в школе из-за проблем с устной и письменной речью.

В логопедической практике используются разные методики, которые оказываются эффективными в преодолении дефектов речи. Активно применяются логопедические игры, которые используются для формирования правильной речи, а также устранения различных ее нарушений. В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются коммуникативные навыки и связная речь.

 

Какие задачи решает логопедическая игра?

Игра – это важная часть развития ребенка, потому что именно через игру формируются навыки, которые незаменимы во взрослой жизни. Занятия и упражнения в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического мышления, коммуникации и внимания.

Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок учится решать их, находить правильные ответы, при этом игра оказывается идеальной формой для этого, потому что у ребенка сохраняется интерес к происходящему именно из-за наличия развлекательного момента.

Ниже представлены игры на тему «Зима» - этот материал будет полезен не только логопедам, но и воспитателям детских садов и самим родителям. Они позволяют решить следующие задачи:

·      развитие высших психических функций;

·      развитие слухового внимания и восприятия;

·      развитие пальцевого и артикуляторного праксиса;

·      формирование правильного звукопроизношения;

·      обогащение словарного запаса путем добавления в лексикон слов, соответствующих данной лексической теме;

·      формирование связной речи;

·      воспитание самостоятельности, улучшение навыков коммуникации.

Логопедические игры по теме «Зима»

Перед проведением логопедических игр, можно поговорить с детьми о теме занятий («Дети, о чем сегодня пойдет речь?» - «О зиме!» - «Правильно! А почему я сегодня решила с вами поговорить именно о зиме?» - дети говорят свои варианты: выпал первый снег, скоро Новый год, сегодня январь). Можно привести несколько интересных фактов о зиме, рассказать, что именно происходит в это время года и т.д. Когда беседа закончена, можно переходить непосредственно к играм.

Пальчиковая гимнастика

Первый пример:

Раз, два, три, четыре,                                       (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили.                            ("Лепят снежок").

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе,      (Показывают круг, сжимают ладони, гладят

                                                                         одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий.                         (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим.                                            ("Подбрасывают").

Два — поймаем.                                               (Приседают, "ловят").

Три — уроним.                                                  (Встают, "роняют").

И... сломаем.                                                     (Топают).

 

Второй пример:

Раз, два, три, четыре, пять,                         (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.                       («шагать» по столу указательным и средним

                                                                    пальчиками)

Бабу снежную лепили,                               («лепить» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,                       («крошить хлеб» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,                       (провести ладонью правой руки по левой

                                                                     руке от кисти до локтя)

А ещё в снегу валялись.                              (класть ладошки на стол то одной, то другой

                                                                     стороной)

Все в снегу домой пришли.                         (отряхивать ладошки)

Съели суп                                                      (движения воображаемой ложкой)

и спать легли.                                                (ладошки под щеку).

Игра «Назови ласково»

Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью суффиксов.

Снег — снежок                            мороз — морозец

ветер — ветерок                         лед — ледок

зима — зимушка                         метель — метелица

санки — саночки                         холод — холодок

дерево — деревце                      звезда — звездочка

солнце — солнышко                   день — денек

ночь — ночка     

 

Игра «Один – много»

Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа существительных.

снежинка – снежинки – много снежинок                снег — снегов, много снега

лед — льдов, много льда                                           звезда —

день —                                                               узор —

ночь —                                                           снеговик —

санки —                                                             буря —

вьюга —                                                            стужа —

холод —                                                            забава —

 Игра «Сосчитай до 5»

Снеговик, варежка, снежок, пальто

(голосом выделяем окончания у существительных)

Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …

Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …

 

Игра «Скажи наоборот»

Ход игры: логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.

Примеры:

·         Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).

·         Летом небо светлое, а зимой …. (темное).

·         Летом день длинный, а зимой …. (короткий).

·         Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).

·         Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (толстый).

 

Игра «Что я загадала?»

Ход игры: педагог загадывает слово, а дети должны его отгадать.

Примеры:

·         Он трескучий - ….. (мороз).

·         Она суровая - ….. (зима).

·         Он белый - ….. (снег).

Загадки

«Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?» (ответ – снег).

 

«После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга». (ответ – февраль).

 

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила». (ответ – зима).

 

«По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Это белый...» (ответ – снеговик).

Стихотворения

Чтение и разучивание стихотворений используются для автоматизации поставленных звуков. Для примера приведем несколько из них.

 

Для автоматизации звуков З и С:

«Все злее, злее, злее

На улице мороз.

И каждый потеплееХочу такой сайт

Закутывает нос.

И людям, и машинам

Сейчас не до красы.

И люди, и машины

Закутали носы».

В. Орлов

 

Для автоматизации звуков Р и Л:

«Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно,

Там волшебное кино:

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звезд

И папахи на дома

Нахлобучила зима».

В. Фетисов

 

Для автоматизации звуков Ж и Ш:

«Белый снег-снежок

Жжется, колется,

Выходи, дружок,

За околицу.

Там снежком гора

Припорошена,

Там лыжня вчера

Мной проложена.

Побежим с тобой

К лесу синему,

Принесем домой

Радость зимнюю».

Г. Ладонщиков

 

Для автоматизации звуков Р и С:

«Завалило снегом город,

Иней кружевом повис…

От крылечка до забора

Расчищает снег Борис.

А с лопатою в руках

Рядом с ним Маринка.

Жар пылает на щеках –

Все длинней тропинка.

И не холодно ушам,

Как мороз не злится,

Если только малышам

Хочется трудиться».

Б. Белаш

 

Для автоматизации звуков С и Р:

«Обойди хоть все дворы –

Лучше не найти горы.

Осторожно! Берегись!

Детвора несется вниз

Стоя, сидя, на коленках,

На картонках и фанерках.

Не зевайте впереди,

Не вставайте на пути!

О-го-го, смотрите сами,

Что за чудо эти сани:

Еле сели впятером,

И помчались с ветерком!

По прямой до поворота,

Позади остался кто-то…

Налетели на сугроб:

Кто доехал, на бок – хлоп!»

Н. Городецкая

Игра «Подскажи словечко:

Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».

 

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

 

С неба всё летят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

 

На проселки, на лужок

Всё снижается … (снежок)

 

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее… (снегопад)

 

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки)

 

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик)

 

Рядом – снежная фигурка,

Эта девочка - … (Снегурка)

 

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

 

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег)

 

Игра «Составь предложение по картинке»

Ход игры: на стене висят несколько сюжетных картинок, дети должны составить предложения, основываясь на них.

Игра «Назови зимнее слово»

Ход игры: детям дается задание придумать и сказать слова, которые каким-либо образом связаны с зимой (каток, пальто, лыжи, коньки, снежки, холод, мороз и т.д.).

Дидактическая игра «До – между – за»

Вопросы:

·         Какой месяц до января? (декабрь)

·         Какой месяц после декабря? (январь)

·         Какой месяц до февраля? (январь)

·         Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)

·         Какой месяц после января? (февраль)

Игра «Какой? Какая?»

Ход игры: педагог задает вопросы по теме «Зима», а дети должны отвечать.

Вопросы:

  • Зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)
  • Снег какой?          (белый, пушистый, легкий и т.д.)
  • Лед какой?           (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
  • Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)
 

Это лишь небольшая часть возможных занятий по лексической теме «Зима». Данные упражнения способствуют обогащению словаря ребенка, он узнает новые слова, которые связаны с этим временем года. Помимо этого, происходит автоматизация поставленных звуков через проговаривание текстов, стихотворений и т.д. Игровая форма позволяет намного лучше усваивать всю информацию, занятия не становятся скучными, за счет чего сохраняется интерес детей.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Логопедические игры на тему «Зима».docx (скачать)

Дата создания: 22.12.2022

Дата обновления: 22.12.2022

Дата публикации: 22.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».