22.12.2022
Речевое развитие ребенка
является крайне важным фактором комплексного развития личности. От того,
насколько четкой и правильной будет речь, зависит способность к коммуникации с
другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в школе. Правильная
речь является важным фактором нормального психического развития ребенка и
фактическим показателем его готовности к учебному процессу.
К сожалению, количество
детей с различными речевыми нарушениями только растет. Объясняется это разными
факторами, включая тяжелое течение беременности, патологии развития плода,
педагогическую запущенность и другие причины. В результате этого, если не
проводилась соответствующая логопедическая коррекция, ребенок к 6-7 годам
оказывается фактически не готов к обучению в школе из-за проблем с устной и
письменной речью.
В логопедической
практике используются разные методики, которые оказываются эффективными в
преодолении дефектов речи. Активно применяются логопедические игры,
которые используются для формирования правильной речи, а также устранения
различных ее нарушений. В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный
запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются
коммуникативные навыки и связная речь.
Какие задачи решает логопедическая игра?
Игра – это важная
часть развития ребенка, потому что именно через игру формируются навыки,
которые незаменимы во взрослой жизни. Занятия и упражнения в игровой форме
способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического мышления,
коммуникации и внимания.
Логопедические игры
способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с
педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то
задачи, поэтому ребенок учится решать их, находить правильные ответы, при
этом игра оказывается идеальной формой для этого, потому что у
ребенка сохраняется интерес к происходящему именно из-за наличия
развлекательного момента.
Ниже представлены
игры на тему «Зима» - этот материал будет полезен не только
логопедам, но и воспитателям детских садов и самим родителям. Они позволяют
решить следующие задачи:
· развитие высших
психических функций;
· развитие слухового
внимания и восприятия;
· развитие пальцевого и
артикуляторного праксиса;
· формирование правильного
звукопроизношения;
· обогащение словарного
запаса путем добавления в лексикон слов, соответствующих данной лексической
теме;
· формирование связной
речи;
· воспитание
самостоятельности, улучшение навыков коммуникации.
Логопедические игры по
теме «Зима»
Перед проведением
логопедических игр, можно поговорить с детьми о теме занятий («Дети, о чем
сегодня пойдет речь?» - «О зиме!» - «Правильно! А почему я сегодня решила с
вами поговорить именно о зиме?» - дети говорят свои варианты: выпал первый
снег, скоро Новый год, сегодня январь). Можно привести несколько интересных
фактов о зиме, рассказать, что именно происходит в это время года и т.д. Когда
беседа закончена, можно переходить непосредственно к играм.
Пальчиковая гимнастика
Первый пример:
Раз, два, три, четыре, (Загибают
пальчики).
Мы с тобой снежок лепили.
("Лепят
снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают
круг, сжимают ладони, гладят
одной
ладонью другую).
И совсем-совсем не
сладкий. (Грозят
пальчиком).
Раз —
подбросим. ("Подбрасывают").
Два —
поймаем. (Приседают,
"ловят").
Три —
уроним.
(Встают, "роняют").
И...
сломаем.
(Топают).
Второй пример:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать
пальчики по одному)
Мы во двор пришли
гулять. («шагать»
по столу указательным и средним
пальчиками)
Бабу снежную
лепили, («лепить»
комочек двумя ладонями)
Птичек крошками
кормили,
(«крошить хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом
катались,
(провести ладонью правой руки по левой
руке от кисти до локтя)
А ещё в снегу
валялись. (класть
ладошки на стол то одной, то другой
стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивать
ладошки)
Съели
суп
(движения воображаемой ложкой)
и спать
легли. (ладошки
под щеку).
Игра «Назови ласково»
Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных с помощью суффиксов.
Снег — снежок
мороз — морозец
ветер — ветерок
лед — ледок
зима — зимушка
метель — метелица
санки — саночки
холод — холодок
дерево — деревце
звезда — звездочка
солнце — солнышко
день — денек
ночь — ночка
Игра «Один – много»
Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа
существительных.
снежинка – снежинки – много снежинок
снег — снегов, много снега
лед — льдов, много льда
звезда —
день — узор —
ночь — снеговик —
санки — буря —
вьюга — стужа
—
холод — забава
—
Снеговик, варежка, снежок, пальто
(голосом выделяем окончания у существительных)
Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …
Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …
Игра «Скажи наоборот»
Ход игры: логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.
Примеры:
·
Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).
·
Летом небо светлое, а зимой …. (темное).
·
Летом день длинный, а зимой …. (короткий).
·
Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).
·
Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (толстый).
Игра «Что я загадала?»
Ход игры: педагог загадывает слово, а дети должны его отгадать.
Примеры:
·
Он трескучий - ….. (мороз).
·
Она суровая - ….. (зима).
·
Он белый - ….. (снег).
Загадки
«Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?» (ответ – снег).
«После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга». (ответ – февраль).
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила». (ответ – зима).
«По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый...» (ответ –
снеговик).
Стихотворения
Чтение и разучивание стихотворений используются для автоматизации
поставленных звуков. Для примера приведем несколько из них.
Для автоматизации звуков З и С:
«Все злее, злее, злее
На улице мороз.
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы».
В. Орлов
Для автоматизации звуков Р и Л:
«Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима».
В. Фетисов
Для автоматизации звуков Ж и Ш:
«Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю».
Г. Ладонщиков
Для автоматизации звуков Р и С:
«Завалило снегом город,
Иней кружевом повис…
От крылечка до забора
Расчищает снег Борис.
А с лопатою в руках
Рядом с ним Маринка.
Жар пылает на щеках –
Все длинней тропинка.
И не холодно ушам,
Как мороз не злится,
Если только малышам
Хочется трудиться».
Б. Белаш
Для автоматизации звуков С и Р:
«Обойди хоть все дворы –
Лучше не найти горы.
Осторожно! Берегись!
Детвора несется вниз
Стоя, сидя, на коленках,
На картонках и фанерках.
Не зевайте впереди,
Не вставайте на пути!
О-го-го, смотрите сами,
Что за чудо эти сани:
Еле сели впятером,
И помчались с ветерком!
По прямой до поворота,
Позади остался кто-то…
Налетели на сугроб:
Кто доехал, на бок – хлоп!»
Н. Городецкая
Игра «Подскажи словечко:
Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом,
образованным от слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На проселки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег)
Игра «Составь
предложение по картинке»
Ход игры: на стене висят
несколько сюжетных картинок, дети должны составить предложения, основываясь на
них.
Игра «Назови зимнее
слово»
Ход игры: детям дается задание придумать и сказать слова, которые
каким-либо образом связаны с зимой (каток, пальто, лыжи, коньки, снежки, холод,
мороз и т.д.).
Дидактическая игра «До – между – за»
Вопросы:
·
Какой месяц до января? (декабрь)
·
Какой месяц после декабря? (январь)
·
Какой месяц до февраля? (январь)
·
Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
·
Какой месяц после января? (февраль)
Игра «Какой? Какая?»
Ход игры: педагог задает вопросы по теме «Зима», а дети должны
отвечать.
Вопросы:
- Зима
какая? (холодная,
морозная, снежная и т.д.)
- Снег
какой? (белый,
пушистый, легкий и т.д.)
- Лед
какой? (холодный,
прозрачный, твердый и т.д.)
- Мороз
какой? (зимний, крепкий, суровый)
Это лишь небольшая часть
возможных занятий по лексической теме «Зима». Данные упражнения способствуют
обогащению словаря ребенка, он узнает новые слова, которые связаны с этим
временем года. Помимо этого, происходит автоматизация поставленных звуков через
проговаривание текстов, стихотворений и т.д. Игровая форма позволяет намного
лучше усваивать всю информацию, занятия не становятся скучными, за счет чего
сохраняется интерес детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.12.2022
Дата обновления: 22.12.2022
Дата публикации: 22.12.2022